Венеция. Креативный тендер XVI века

Венеция. Палац Дожей. (слева на фото)

Венеция. Палац Дожей. (слева на фото)

Интересную историю вычитал я в Палаце Дожей в Венеции.

В декабре 1577 года пожар серьезно повредил Зал Большого Совета во Дворце Дожей. Была практически уничтожена фреска Guariento di Arpo (1338 – 1367) “Coronation of the Virgin (Paradiso)” (1365-1366), которая являлась главным украшением и символом огромного зала. available domains

“Coronation of the Virgin (Paradiso)”

“Coronation of the Virgin (Paradiso)”

В 1582 году была создана комиссия (тендерная :)) по выбору автора (теперь уже не фрески, а картины на холсте), которая должна была заменить «Paradiso».
В конкурсе участвовали лучшие на тот момент художники:
Paolo Caliari ditto Veronese (1528 – 1588)
Francesco da Ponte ditto Francesco Bassano (1549 – 1642?)
Jacopo Negretti, известный как Palma il Giovane (1544 – 1628)
Jacopo Robusti Tintoretto (1518 – 1594).
Возможно, участвовал также Frederico Zuccari.

По тем временам это был крупнейший заказ, который мог обеспечить работой мастерскую художника на несколько лет, не говоря уже о возможностях для имиджа и о том, что заказы для Дворца Дожей оплачивались очень щедро.

Тендер был креативным. Каждый из участников написал эскиз своей версии картины.
«Бриф», согласно сохранившимся документам, был достаточно чётким, но представленные композиции существенно различались. . Не только по индивидуальным aesthetic sensibility, но и по фокусу на специфических политических и доктринальных моментах.

Эскизы участников конкурса

Эскизы участников конкурса

В общем, Тинторетто проиграл. Но, как это нередко случается, именно он потом и писал картину.

Решение «тендерного комитета» было (знакомо?) «компромиссным»: Веронезе был отобран, для того, чтобы написать центральную часть картины, а Франческо Бассано предложили писать side section.

Однако, художники посчитали (!), что концепции несовместимы и это делает невозможным совместное написание картин.

Концепция, предложенная Тинторетто была воспринята как little disconcerning.

Вариант же Джиоване был воспринят как слишком свободная инерпретация темы Рая.

В результате работы над полотном не были начаты, и в 1588 Веронезе умер, так и не приступив к работе.

Тинторетто, мечтавший об этой работе, как о кульминации своей карьеры, предложил комиссии новый вариант композиции полотна (учитывавший замечания и преимущества предложений конкурентов). Работа была так важна для него, что он предложил Сенату существенно снизить оплату за работу (демпинговал).

В результате бОльшую часть полотна писал сын Тинторетто, Доменико.
Работа была закончена в 1592 году и стала самой большой в мире картиной на холсте (700 х 2200 см).

Огромный Зал Большого Совета во Дворце действительно потрясает и своими размерами и великолепием картин.
Не меньше потрясает и такая перекличка тендера XVI века с тем, что происходит с креативными тендерами в наши дни.

Tags: , , ,

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.